Постановки и спектакли

image

     В репертуаре театра пока один спектакль — «Айман — Шолпан». С этим спектаклем он выезжает в апреле на гастроли в Семипалатинск. Вернувшись в Алма-Ату, коллектив театра приступает к работе над новой постановкой — «Шуга» Автор пьесы — Беимбет Майлин, народная музыка в обработке И. В. Коцыка. Тема спектакля — положение казахской женщины до революции. С увлечением работает театр над этим спектаклем. Шугу играет Куляш Байсеитова, ее возлюбленного, учителя Абиша — Канабек Байсеитов, бая Карасая, которому продана Шуга — Курманбек Джандарбеков. В эту постановку театр еще смелее вводит танцевальные элементы, построенные на мотивах казахских кюев.

     Премьера «Шуги» состоялась в июне. Она была посвящена первому казахстанскому слету деятелей народного искусства. Как отмечал в своем постановлении от 21 июня 1934 года Президиум Казахского Центрального Исполнительного Комитета, «слет деятелей народного искусства Казахстана показал огромную мощь и потенциальные возможности казахского народного творчества, являющиеся основой для дальнейшего всестороннего развития национального по форме и социалистического по содержанию искусства казахских трудящихся масс». В связи со слетом деятелей народного искусства Президиум КазЦИК присвоил звание заслуженных артистов республики Куляш Байсеитовой, Канабеку Байсеитову, Курманбеку Джандарбекову, Серке Кожамкулову, Калибеку Куанышпаеву. Тем же постановлением было решено создать национальный оркестр казахских народных инструментов. Это послужило основанием и к организации Казахской государственной филармонии, которой впоследствии было присвоено имя Джамбула.

     Среди участников слета народных талантов был певец Гарифулла Курмангалиев из Западно-Казахстанской области, ныне солист казахской оперы, народный артист республики. Он вместе с другими товарищами по слету вошел в состав труппы музыкального театра после премьеры «Шуги».

     Театр первоначально сформировался и в известной степени окреп на постановках «Айман — Шолпан» и «Шуги». Он приступает к третьей своей постановке, впоследствии сыгравшей столь крупную роль в определении творческого направления казахского музыкального театра,— «Кыз-Жибек». Это первая работа драматурга Габита Мусрепова. И первая проба сил молодого ленинградского композитора Евгения Брусиловского в Казахстане.

     Постановка «Кыз-Жибек» ожидалась с большим интересом. Театр оправдал надежды общественности. 7 ноября 1934 года, в день великого праздника советской революции, с огромным успехом прошла премьера.

     Окончен 1934 год, славно прожитый молодым театром. В его активе три постановки. В январе 1935 года театр выезжает на гостроли по республике — в Караганду, Петропавловск, Акмолинск, Чимкент. Два месяца театр работает в Карагандинской области. На обратном пути он гастролирует во Фрунзе. И всюду театр встречает теплый прием и одобрение у зрителей.

     101 раз прошел «Айман — Шолпан». Люди театра приобретали творческий опыт. Главное же состояло в том, что Казахский государственный музыкальный театр завоевал признание у народа.


Мысли А. В. Луначарского